«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году.
-
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Наименование показателя
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
Положение о порядке обучения детей - инвалидов, детей с ОВЗ в МКОУ "СОШ №18"
- по индивидуальному учебному плану,
- при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. (Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего образования МКОУ "СОШ №18 г.о. Нальчик)
Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.
Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения).
Входная зона здания школы оборудована пандусом и поручнями, что обеспечивает доступ в помещение школы граждан, использующих кресла-коляски и детские коляски. Прием граждан с нарушением функций опорно-двигательного аппарата осуществляется в приемной, расположенной на первом этаже. В фойе приемной размещены места для инвалидов При приеме граждан в школе обеспечивается допуск сурдопереводчика и тифло-сурдопереводчика, сопровождающего инвалида с нарушением слуха, допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. (Приказ №282.4 от 02.09.2019 "О назначении ответственного лица за оказание ситуативной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам")
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
Столовая расположена на 1 этаже.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. Федеральные, региональные документы и локальные акты по организации горячего питания обучающихся находятся на странице сайта "Горячее питание школьников"
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Здание МКОУ «СОШ №18» оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. (Приказ №284.2 от 05.09.2019 "О предоставлении инвалидам по слуху услуг сурдопереводчика")
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МКОУ «СОШ №18» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Информационная база Школы оснащена: электронной почтой; локальной сетью; выходом в Интернет; функционирует официальный сайт.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе, библиотеке.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы), электронные доски
Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет. (Правила использования сети Интернет в МКОУ "СОШ №18" г.о. Нальчик)
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
Официальный сайт школы имеет адаптированную версию. Версия для слабовидящих включается при нажатии на специальную кнопку на главной странице сайта образовательного учреждения. Другого специального оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой или средней степени тяжести могут пользоваться данной услугой на общих основаниях.
Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается провайдером ОАО Ростелеком.
Электронные ресурсы, доступ к которым рекомендован обучающимся, предоставлены на сайте школы (страница "Каталог сайтов"
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д.
АООП, реализуемые в образовательном учреждении:
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1, 7.2)
- Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1, 7.2)
- Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
- Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
- Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
Рекомендации (алгоритмы действий) для родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов и специалистов образовательных организаций в работе с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ
1. Образец заявления педагога на проведение психолого-педагогического консилиума.
2. Заявление родителя (законного представителя) о согласии на проведение психолого-педагогического обследования.
3. Образец Протокола обследования психолого-педагогического Консилиума.
4. Образец согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных.
5. Образец заявления на создание специальных условий получения образования.
6. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК (Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 26, (8 8662) 40-79-02, электронная почта: pmpk_rcpmss@mail.ru.).
7. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся, имеющих инвалидность.
8. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся, имеющих трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации.
9. Алгоритм работы классного руководителя (воспитателя) с учащимися, нуждающихся в создании специальных условий для освоения образовательной программы.
10. «Карта» индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Формы получения образования детьми с особенностями развития;
Наличие коррекционных и инклюзивных классов в образовательном учреждении;
Информация о материально-технической базе для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;