С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Информация об организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья представлена в специальных разделах нашего сайта:
Федеральные документы
- Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ
- Федеральный закон об образовании в РФ
- Федеральный закон Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
- Министерство Образования и науки Российской Федерации Приказ от 19 декабря 2014 г. №1598 Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Министерство Просвещения РФ Письмо от 27 ноября 2024 года № АБ-3663/07 Об обеспечении специальными учебниками и учебными пособиями обучающихся с ОВЗ
- Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 N 499 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2024 N 79172)
- Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2024 N 79163)
- Национальный стандарт РФ. Социальное обслуживание населения.
- Национальный стандарт РФ. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг" Основные виды услуг.
- Методические рекомендации. Досуговая деятельность в ГПД
- Методические рекомендации ГПД
- Министерство просвещения РФ О направлении информации от 27.06.2024г. №07-2928
- Министерство Просвещения РФ Письмо от 1 июля 2024 г. N ДГ-1105/07 О направлении концепции и плана
- О лицензировании образовательной деятельности, осуществляемой образовательной организацией в условиях медицинской организации или в реабилитационных центрах от29.07.2024 №02-223
- Услуги по осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами.
- Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов. Общие положения
- Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Принят 23 июля 2024г. Одобрен 2 августа 2024г.
- Главный Государственный санитарный врач РФ Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654)
- Приказ Министерства Образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. №1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021№115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования с (изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями №69 от 11.02.2022г. (приказ №115 от 22 марта 2021г(u5h7).pdf)
Региональные документы
- Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской республики от 17 марта 2015 года n 194 «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Кабардино-Балкарской республике»
- Распоряжение Правительства КБР от 29 октября 2018 года № 651-р «Об утверждении Комплекса мер по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Кабардино-Балкарской Республике»
- Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской республики от 14 февраля 2024 года n 22/110 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации в Кабардино-Балкарской Республике и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому»
- Приказ Департамента образования Местной администрации г.о.Нальчик от 23 марта 2022г. "Об утверждении плана мероприятия по развитию системы инклюзивного образования в образовательных учреждениях г.о. Нальчик
- Документы, необходимые для обследования ребенка в ПМПК
- Приказ минпросвещения КБР от 26.05.2025г №22/409 Об утверждении Порядка организации обучения по основным общеобразовательным программам и дополнительным общеразвивающим программам детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях в КБР.
- Рекомендации (алгоритмы действий) для родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов и специалистов образовательных организаций в работе с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ
- Распоряжение от 29 августа 2022 г. N 419-рп Межведомственны комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья в КБР на 2022 - 2030 годы
- Приказ Минпросвещения и науки КБР от 14.02.2024г. №22/110 Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации в КБР и родителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов в части организацмии обучения по основным общеобразовательным программам на дому.
Муниципальные документы
- Программа секции учителей начальных классов в рамках августовского совещания работников муниципальной системы образования. г.о. Нальчик в 2024г.
- Программа секции заместителей директоров по УВР в рамках августовского совещания работников муниципальной системы образования г.о. Нальчик
- Программа городского семинара совещания для заместителей директоров по УВР
- Программа городского семинара-совещания для ответственных за организацию работы с детьми ОВЗ
- Приказ Департамента образования Местной администрации г.о.Нальчик от 23 марта 2022г. "Об утверждении плана мероприятия по развитию системы инклюзивного образования в образовательных учреждениях г.о. Нальчик (приказ ДО 53 от 23.03.2022 г.(h6r7).pdf)
Новые правила обучения детей с ОВЗ с 1 марта 2025 года
- Федеральный закон от 08.08.2024г. N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации»
- Приказ Минпросвещения России от 01.11.2024 №763 «Об утверждении Положения о психолого- медико-педагогической комиссии»
- Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 №778 "Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной"
- Приказ Минпросвещения России от22.10.2024 № 731«Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья(с нарушением интеллекта), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»
Изменения в организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с 2025 года