«Родная (балкарская) литература» – учебный предмет, направленный на получение знаний о содержании, смысле и языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления. Через родную литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций балкарской культуры. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную (балкарскую) культуру в контексте мировой. Стратегическая цель изучения литературы в школе – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства и целенаправленное развитие способности обучающегося к восприятию и пониманию смысла литературных произведений и самостоятельному толкованию прочитанного как в устной, так и в письменной форме. На основе формируемого при этом навыка у обучающихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, рефлексии, формируется художественный вкус. Необходимый для достижения этих целей фундамент закладывает изучение литературы в основной школе (5–9 классы). Основным объектом изучения родной (балкарской) литературы как школьного предмета является литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом – системная деятельность школьников по освоению навыков культурного чтения и письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. |